Сайт памяти Владимира Савченко (15.2.1933-16.01.2005). Оригинал создан самим Владимиром по адресу: http://savch1savch.narod.ru, однако мир изменился...
Грани.Ру // Перепутанные слепцы раскрыли тайну синестезии 24 Формулы ЧЕРНОБЫЛЬ, 26.4.86 — ВАРИАНТ СИТУАЦИИ ЭССЕ О ПОЛЬЗЕ ИЗУЧЕНИЯ СПРАВОЧНИКОВ ЭТОТ НЕСТАЦИОНАРНЫЙ МИР.... Ганс Христиан Андерсен. Сказки. ПЯТНАДЦАТЬ НОВЫХ ФОРМУЛ ФИЗИКИ И КОСМОЛОГИИ Новая наука ИСТОРИОМАТИКА Лекция вторая. ИСТОРИОМАТИКА В ДЕЙСТВИИ: Мене, текел, фарес для коммунистических лидеров Владимир Савченко. Лекция 3. Историоматика в СНГ Лекция четвертая. Закат Закона. Две модели. Лекция пятая. Третья модель: эта насекомая державная жизнь. Вклад Ленина Лекция шестая Наука, которая могла спасти Советский Союз... Пятое путешествие Гулливера, приоритетные данные В.И.Савченко - МИР ПЕРЕД ТОЧКОЙ ЗАКИПАНИЯ Предсказание нагрева Земли Нобелевки по физике за ХХ век К повести Алгоритм успеха О переменности кванта h и Иной Картине Мира Антиядерное нейтринное оружие: спасение мира, погибель - или платье голого короля? Роман Открытие себя, приоритетные данные Роман За перевалом, приоритетные данные Из рассказа Странная планета Повесть Тупик, приоритетные данные Приложение Приложение 2 Рыбак Тени Три-майл Айленда и Чернобыля в Черных звездах Новая наука Зачатика
Повести Рассказы Романы Публицистика Жизнь Интервью

Грани.Ру // Перепутанные слепцы раскрыли тайну синестезии

11-е подтверждение - по повести "Перепутанный"

Приоритетные данные:

Повесть (сначала рассказ) "Перепутанный" написана в 1980.

Содержание

психонавты совершают межзвездные полеты в радиолуче в сутях. У героя при возвращении в тело перепутались кодировки нервных путей: ведущие от глаз пошли в мозг к слуховым центрам, а от ушей к зрительным. Далее описаны его восприятия, как человек осваивается в новой ситуации.

Название статьи Максима Борисова в "Грани.ру" говорит само за себя. Она велика, да еще с двумя врезками. Желающие могут прочесть всю там, найдя по названию и дате. Я перенес только начало и низ - от места, где указана дата начала американских опытов: 1996 год.

Да, речь о том же, вплоть до указания, что в мозгу у нервных путей есть некий "перекресток", где сигналы в самом деле могут свернуть не туда.

Но самое замечательное внизу (см.).

Грани.Ру (конец августа-2004)

"Перепутанные слепцы раскрыли тайну синестезии

... Синестезия (от греческого synáisthesis - совместное чувство, одновременное ощущение, в противовес "анестезии" - отсутствию каких-либо ощущений) - это особый феномен человеческого восприятия, состоящий в том, что впечатление, соответствующее данному раздражителю органов чувств, сопровождается другим, дополнительным ощущением или образом. Типичный пример проявления синестезии - "цветной слух" и звуковые переживания при восприятии цвета. В той или иной форме все это встречается достаточно часто, однако людей, по-настоящему убежденных в том, что "пятерка - именно желтая или зеленая", а "понедельник - серый или коричневый", не так уж и много. Примечательно, что подобные ассоциации вовсе не однотипны у разных индивидуумов и с одной и той же тональностью могут связываться, например, разные цветовые представления.

Виды синестезии различаются прежде всего по характеру возникающих дополнительных ощущений: зрительные (так называемые фотизмы), слуховые (фонизмы), вкусовые, осязательные и т. д. Они могут возникать либо избирательно, только на отдельные впечатления, либо же распространяться на практически все ощущения от каких-либо органов чувств. Пик интереса к этому феномену пришелся на рубеж ХIХ и ХХ столетий. Тогда смешением чувств активно интересовались не только медики и психологи, но и люди искусства. Характерным примером синестезии является восприятие музыки некоторыми композиторами и поэтами. Когда-то это привело музыканта Александра Скрябина к мысли о "синтетическом искусстве", где музыкальным тональностям соответствовали бы определенные цвета (симфоническая поэма "Прометей", 1910), а французских символистов (Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер) - к созданию знаменитых сонетов, посвященных звукам и цветам. К "синестетикам" относят многих поэтов, писателей и художников, на первый взгляд очень разных: Василия Кандинского и Льва Толстого, Максима Горького и Марину Цветаеву, Владимира Набокова и Константина Бальмонта, Бориса Пастернака и Андрея Вознесенского.

................. Пропуск ..........................

В 1996 году Саймон Барон-Коэн (Simon Baron-Cohen) и его сотрудники из Кембриджского университета (Великобритания) установили, что приблизительно один из двух тысяч человек имеет подобные "жесткие" связи, и это, вероятно, является генетической наследственной чертой, закодированной в X-хромосоме (Perception, vol 25, p 1073). По другим данным, на одного синестетика приходится до 25 тысяч "нормальных" людей. Женщин-синестетиков больше, чем мужчин: в США в три раза, а в Англии - в восемь, причем обладатели этого редкого свойства в большинстве своем не правши - они либо левши, либо люди, одинаково хорошо владеющие как правой, так и левой рукой. Синестетики не сильны в математике и хуже обычных людей ориентируются в пространстве.

Теперь новое исследование слепых от рождения и ослепших с возрастом людей, проведенное Меган Стивен (Megan Steven) и ее коллегами из Оксфордского университета, показало: при том что роль генов в этом явлении остается существенной, она может оказаться все же не определяющей. Стивен и ее группа обследовали шестерых человек, ослепших уже в зрелом возрасте и обладающих "синестетическими" способностями. Причем трое из них превратились в "синестетические феномены" только после того, как совсем ослепли.

Так, один из обследуемых, мужчина, обозначаемый в исследовании как JF, всегда думал о днях недели и месяцах как об "окрашенных" в определенные цвета. Звуки музыкальных инструментов в оркестре и даже размеры оплаты его работы также были, по его мнению, "закодированы" каким-либо цветом. После того как ему пришлось изучать шрифт Брайля (специальная печать изданий, предназначенных для слепых, - выпуклыми точками на плотной бумаге), он начал испытывать цветовые ощущения, когда касался тех или других выпуклых символов, обозначающих буквы, номера или музыкальные ноты. Подобные ощущения возникали даже тогда, когда он просто думал о том, как их трогает. Стивен указывает, что люди вроде JF, сталкиваясь с новой реальностью и необходимостью адаптироваться к новым условиям и ощущениям, изучать что-то новое, должны приспосабливать свою синестезию, имевшую место и раньше, так, чтобы снова реально "включить" ее. Но остается нерешенным принципиальный вопрос: все ли индивидуумы могут приспособиться к тому, чтобы поддерживать эти новые необычные ассоциации, или это также какая-та редкая человеческая особенность?

................... Пропуск ...................

Признаки того, что подобные ассоциации могли бы быть вполне универсальны, появились после обследования другого участника эксперимента, DB, который, насколько ему известно, не был раньше "синестетиком", но когда слеп в течение пяти последовательных дней, то очень ярко видел некое устрашающее лицо всякий раз, когда слушал специфический пассаж из "Реквиема" Моцарта. Это происходило только тогда, когда он лишался зрения. Хотя эта ментальная ассоциация не была подлинной синестезией, она действительно обладала многими характерными признаками этого состояния, по крайней мере так заявляют исследователи. То есть переживание было воспроизводимым, последовательным (однозначным) и вызывалось одним и тем же определенным воздействием.

Все это предполагает, что даже "несинестетики" (то есть "обыкновенные" люди) могут иметь какие-то нервные (невральные) механизмы для воспроизведения чисто "синестетических" случаев (ведь понимаем же мы - и вполне принимаем, даже восхищаемся! - стихи и метафоры, сотворенные "синестетиками") и что изменения в мозгу могли бы подвергать нас таким воздействиям.

... "По словам Хиндерка Эмриха (Hinderk Emrich), заведующего отделением клинической психиатрии и психотерапии Высшей медицинской школы Ганновера, снимки, полученные с помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса, не только свидетельствуют о том, что явление синестезии действительно существует, но и открывают новые перспективы в ее изучении.

"...Такое явление не может полностью определяться генетикой", - считает Стивен. Она предполагает, что в случае "несинестетиков" "входы" визуальных сигналов могут подключаться (ингибировать) к тактильным (осязательным) и слуховым "входам" к "визуальным" областям (это рассуждение живо напомнило ситуацию из фантастического рассказа "Перепутанный" классика советской фантастики Владимира Савченко). "Когда нет больше визуального возбуждения, возможны и другие связи, которые становятся приоритетными", - говорит она.

Барон-Коэн согласен с тем, что гены и окружающая среда, вероятно, взаимодействуют при формировании явления синестезии. Однако он сомневается в том, что "нетипичные" случаи, подобные тем, что фигурируют в новом исследовании, помогут нам получить какую-либо достоверную и однозначную информацию. "Мы должны быть осторожны при исследованиях явлений, которые лишь внешне напоминают синестезию - вроде цветовых галлюцинаций у пациента, слепшего в течение пяти дней. Ведь это может только внешне напоминать работу тех механизмов, которые вызывают к жизни "естественно встречающуюся" синестезию", - говорит он.

.. По словам Хиндерка Эмриха (Hinderk Emrich), заведующего отделением клинической психиатрии и психотерапии Высшей медицинской школы Ганновера, снимки, полученные с помощью томографии на основе ядерного магнитного резонанса, не только свидетельствуют о том, что явление синестезии действительно существует, но и открывают новые перспективы в ее изучении.

Источник:
Weird links with words and colours in the mind - New Scientist

Ссылки:
Что такое Синестезия? - Наталья Сойнова
Можно ли развить синестетическое восприятие? - Елена Шугалей
Что такое синестезия: мифы и реальность - Б.Галеев
Семантика синестезии социалистического реализма (на примере творчества Максима Горького) - Б.Галеев
"Перепутанный" - фантастический рассказ Владимира Савченко

Максим Борисов

23.08.2004"


Вот оно, это замечательное. Смотрю и не налюбуюсь: - в перечне научной литературы указано фантастическое произведение.
Как хотите, это прецедент. Как говорил О.Бендер "Лед тронулся."
... Ну, если точно, то не совсем тронулся, только потрескивает. С учетом приоритета моей даты (на 16 лет) ссылку на рассказ надо бы поместить первой. Да уж ладно.
Читателю стоит оценить один пикантный момент, незаметный внешне. Нынче, как сказано, рассказ/повесть "Перепутанный" есть на многих сайтах, во многих электронных библиотеках. Но добросовестный М.Борисов решил дать ссылку именно на сайт автора. А у меня здесь нет "нормальных" текстов, только экспериментальные. И сей опус в двух видах: или БезОк, или текст параллелен с НеоЯзыковым. И Максим Борисов не дрогнул, выбрал этот двойной.

И правильно, молодец.


© 2005 Владимир Савченко, оригинальный дизайн сайта, тексты. Товары для рукоделия. Интернет-магазин